Основами государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 198, и планом мероприятий по их реализации перед страной поставлены задачи последовательного снижения риска аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и совершенствования государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом современных требований и условий.
С целью реализации указанных задач в настоящее время подготовлен и обсуждается проект нового федерального закона «О промышленной безопасности», планируемого к вводу в действие в 2020‒2021 гг. с одновременным признанием утратившим силу Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Предлагаются следующие основные изменения:
- пересмотр критериев отнесения объектов к ОПО с учетом согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции;
- установление правового статуса организаций научно-технической поддержки;
- внедрение системы риск-ориентированного динамического моделирования опасностей (государственный мониторинг, дистанционный контроль);
- разграничение требований промышленной безопасности для ОПО и опасных передвижных технических устройств (ПТУ);
дифференциация ПТУ и ОПО, введение системы учета таких объектов, а также проведение в отношении них экспертизы промышленной безопасности и их технического диагностирования, определение порядка осуществления надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ПТУ;
- пересмотр предмета экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы промышленной безопасности;
- совершенствование механизмов осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (в том числе в отношении подведомственных объектов и организаций);
- введение нового вида деятельности в области промышленной безопасности ‒ технического диагностирования опасных технических устройств для целей определения возможности продления срока их эксплуатации сверх нормативного, установление порядка принятия решения о продлении указанных сроков с учетом результатов технического диагностирования;
- уточнение требований к процедуре технического расследования причин аварии, утраты взрывчатых веществ и изделий на их основе;
- введение негосударственных форм контроля соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно аудита промышленной безопасности (создание возможности учета результатов аудита промышленной безопасности при формировании ежегодного плана проверок, а также подготовка рекомендаций по устранению нарушений требований промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушение);
- выявление бесхозных промышленных объектов, несущих угрозу населению и территориям;
- формирование научно-технической поддержки органа государственного регулирования промышленной безопасности;
- сокращение избыточных и дублирующих требований в области промышленной безопасности;
- совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
Грядущие изменения в законодательстве о промышленной безопасности самым непосредственным образом затронут и ПАО «Газпром», его производственные объекты (практически целиком относящиеся к категории ОПО) и бизнес-процессы, сопровождающие весь жизненный цикл ОПО: проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию. Соответственно, производственные, проектные, строительные, научно-исследовательские, сервисные и другие общества и организации, включенные в бизнес-сферу ПАО «Газпром», должны быть готовы к новым вызовам времени, новым целевым ориентирам, а также к оперативной трансформации своей повседневной деятельности применительно к стремительно обновляющимся требованиям промышленной безопасности в стране. Весьма важным при этом является дальнейшее совершенствование научно-методической базы принятия различных решений в области повышения надежности и безопасности объектов газовой отрасли.
Включенные в настоящий сборник статьи подготовлены сотрудниками ООО «Газпром ВНИИГАЗ», РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, ООО «НИИгазэкономика», ООО «Газпром газнадзор», ООО «НПК Изотермик», ОАО «Криогенмаш», АО «НПП Криосервис». Тематически они представляют следующие научные направления:
- моделирование режимно-технологических особенностей эксплуатации газотранспортной системы;
- методические аспекты анализа риска структурно сложных энергетических систем;
- моделирование аварийных процессов на трубопроводах с термодинамически нестабильными сжиженными газами и обоснование мероприятий по минимизации их последствий;
- исследование неравновесных гидрогазодинамических и тепломассообменных, в том числе аварийных, процессов на объектах производства и хранения криогенных сжиженных газов;
- повышение эффективности шумовой диагностики и шумозащиты на объектах газовой промышленности;
- повышение надежности и безопасности морских объектов.
Материалы сборника рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся проблемами повышения надежности и безопасности объектов газовой промышленности.
Главный научный сотрудник Центра перспективного развития и эффективности технологий ООО «Газпром ВНИИГАЗ», д.т.н., профессор В.С. Сафонов