№ 1 (42) / 2020 «Повышение надежности и безопасности объектов газовой промышленности»

Научный редактор
д.т.н., профессор В.С. Сафонов
Рецензент
д.т.н., профессор А.И. Комкин





Основами государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 198, и планом мероприятий по их реализации перед страной поставлены задачи последовательного снижения риска аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и совершенствования государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом современных требований и условий.

С целью реализации указанных задач в настоящее время подготовлен и обсуждается проект нового федерального закона «О промышленной безопасности», планируемого к вводу в действие в 2020‒2021 гг. с одновременным признанием утратившим силу Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Предлагаются следующие основные изменения:

  • пересмотр критериев отнесения объектов к ОПО с учетом согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции;
  • установление правового статуса организаций научно-технической поддержки;
  • внедрение системы риск-ориентированного динамического моделирования опасностей (государственный мониторинг, дистанционный контроль);
  • разграничение требований промышленной безопасности для ОПО и опасных передвижных технических устройств (ПТУ);
  • дифференциация ПТУ и ОПО, введение системы учета таких объектов, а также проведение в отношении них экспертизы промышленной безопасности и их технического диагностирования, определение порядка осуществления надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ПТУ;
  • пересмотр предмета экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы промышленной безопасности;
  • совершенствование механизмов осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (в том числе в отношении подведомственных объектов и организаций);
  • введение нового вида деятельности в области промышленной безопасности ‒ технического диагностирования опасных технических устройств для целей определения возможности продления срока их эксплуатации сверх нормативного, установление порядка принятия решения о продлении указанных сроков с учетом результатов технического диагностирования;
  • уточнение требований к процедуре технического расследования причин аварии, утраты взрывчатых веществ и изделий на их основе;
  • введение негосударственных форм контроля соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно аудита промышленной безопасности (создание возможности учета результатов аудита промышленной безопасности при формировании ежегодного плана проверок, а также подготовка рекомендаций по устранению нарушений требований промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушение);
  • выявление бесхозных промышленных объектов, несущих угрозу населению и территориям;
  • формирование научно-технической поддержки органа государственного регулирования промышленной безопасности;
  • сокращение избыточных и дублирующих требований в области промышленной безопасности;
  • совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.

Грядущие изменения в законодательстве о промышленной безопасности самым непосредственным образом затронут и ПАО «Газпром», его производственные объекты (практически целиком относящиеся к категории ОПО) и бизнес-процессы, сопровождающие весь жизненный цикл ОПО: проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию. Соответственно, производственные, проектные, строительные, научно-исследовательские, сервисные и другие общества и организации, включенные в бизнес-сферу ПАО «Газпром», должны быть готовы к новым вызовам времени, новым целевым ориентирам, а также к оперативной трансформации своей повседневной деятельности применительно к стремительно обновляющимся требованиям промышленной безопасности в стране. Весьма важным при этом является дальнейшее совершенствование научно-методической базы принятия различных решений в области повышения надежности и безопасности объектов газовой отрасли.

Включенные в настоящий сборник статьи подготовлены сотрудниками ООО «Газпром ВНИИГАЗ», РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, ООО «НИИгазэкономика», ООО «Газпром газнадзор», ООО «НПК Изотермик», ОАО «Криогенмаш», АО «НПП Криосервис». Тематически они представляют следующие научные направления:

  • моделирование режимно-технологических особенностей эксплуатации газотранспортной системы;
  • методические аспекты анализа риска структурно сложных энергетических систем;
  • моделирование аварийных процессов на трубопроводах с термодинамически нестабильными сжиженными газами и обоснование мероприятий по минимизации их последствий;
  • исследование неравновесных гидрогазодинамических и тепломассообменных, в том числе аварийных, процессов на объектах производства и хранения криогенных сжиженных газов;
  • повышение эффективности шумовой диагностики и шумозащиты на объектах газовой промышленности;
  • повышение надежности и безопасности морских объектов.

Материалы сборника рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся проблемами повышения надежности и безопасности объектов газовой промышленности.

Контакты

142717, Московская обл., Ленинский р-н, с.п. Развилковское, пос. Развилка, Проектируемый пр-д № 5537, вл. 15, стр. 1.
По вопросам публикаций, подписки и приобретения обращаться:
Тел./факс: + 7 (498) 657-4543
E-mail: vesti-gas@vniigaz.gazprom.ru
www.vesti-gas.ru